Что пишут
Да, давно было пора поговорить об этой чудной группе. Мало того, что, наверное, на сегодняшний день это одна из самых любимых моих музыкальных групп (по крайней мере когда я слушаю их творения, то у меня складывается именно такое ощущение) и их концерт, на котором я побывал полтора года назад является до сих пор самым сильным моим музыкальным впечатлением вообще, так еще и исторически группа очень и очень важна и значима. Посудите сами – Samla Mammas Manna была самой первой прогрессив-рок группой в одной из самых прогрессив-роковых стран мира – Швеции, стояла у истоков такого значительного музыкального западноевропейского явления, как Rock In Opposition, а уж как сильно все это наследие повлияло на становление, развитие и кульминацию практически всей шведской музыки прогрессивного толка и говорить не стоит. Конечно, насчет «первой шведской прог-группы» сейчас могут разразиться бурные дискуссии. Но, несмотря на примеры таких достаточно интересных групп, как гипнотизеры из Parson Sound или еще какие-нибудь просто-проговые/пост-психоделические кудесники, мне кажется что именно Samla Mammas Manna, выпустившая в 1970 году свой одноименный дебютный диск, является истинными основателями филиала прогрессивного рока в Швеции. Тем паче, что Бо Хансон или те же Kebnekajse в то время только задумывали свои первые прогрессивные альбомы.
Впрочем, до создания этого самого культового шведского прогрессив-рокового альбома, были еще годы и годы. Точнее - год. Именно за год до этого коллектив можно считать, что собрался вместе. У его истоков стояли клавишник Ларс Хольмер, барабанщик Хассе Бруньюсон, басист Ларс Кранц и перкуссионист Карл Оберг. Кроме любви к музыке (в основном психоделического содержания) их объединяло так же необыкновенное чувство юмора (забегая вперед скажу, что это чувство не покидало их (по крайней мере Ларса) долгие годы и не покидает сейчас, несмотря на все перипетии с названием группы и настроением исполняемого материала). Этот юмор проявлялся во всем, начиная от названия группы – Samla Mammas Manna, заканчивая тем местом, где они репетировали и записывались. Тем, кто долго мучался и хотел узнать, как же расшифровывается/переводится/означает этот фонетический экзерсис спешу разочаровать – переводится все это чудо со шведского всего лишь как «сборщики материнской манны», это что-нибудь кому-нибудь говорит? Только если вы выросли в Швеции или как минимум ваша мама на ночь вам читала что-то из детских шведских сказок, ибо название позаимствовано прямо из одной из них. Ну, а относительно репетиционного места, по совместительству служившего долгое время студией звукозаписи, все гораздо проще – в дело пошло помещение, которое еще у мамы Ларса Хольмера было ни чем иным, как… курятником. Отсюда и название студии The Chikenhouse. Более того, Ларс там еще и жил к тому же.
Местечко это располагалось недалеко от города Упсала, где и выступала первое время новообразовавшаяся группа Samla Mammas Manna. По крайней мере одним из первых выступлений стало участие в одном из первых фестивалях «альтернативной» музыки в Упсала. Затем был визит в столицу, на фестиваль чуть более высокого ранга, и даже появление на телевидении. То есть, даже к тому моменту, как в 1971 году вышел первый альбом, определенную известность, по крайней мере в близлежащих кругах, группа имела. Альбом же был записан, как уже было сказано, годом ранее в The Chikenhouse в 1970 году. Релиз состоялся на лейбле Silence Records только на следующий год. Пластинку так и назвали: Samla Mammas Manna.
И, несмотря на то, что альбом стал в какой-то мере действительно революционным (до сих пор отголоски его слышны в творчестве многих прогрессив-рок групп Швеции), мостик от бурных и психоделичных 60-х к таинственным, красивым и интеллигентным артроковым 70-м слышится очень явственно. Все эти длинные, импровизационные джемы, гипнотизирующие, медленно изменяющиеся, зацикленные и закрученные, все это, конечно, было и до Samla Mammas Manna. Однако что отличало Хольмера и товарищей от своих соратников-земляков и современников вообще, так это неподражаемая смесь этого самого психоделизма с наследием шведского фольклора, необыкновенным чувством юмора и легкости с незабываемыми, изящными, красивыми, но при этом ужасно цеплючими мелодиями. Честное слово, сам уже боюсь слушать этот альбом – стоит мне хоть разок послушать Circus Apparatha – и долгое, долгое время будет она вертеться в голове. Хотя из всех композиций хочется выделить неожиданно грустную и даже мрачную The Girl In The Woods в низких тонах, гуле и разящей на повал мелодией на протяжении всей композиции. Кто-то может услышать тут оттенки настроений группы King Crimson – спорить не стану, что в этом действительно есть. Иногда мне кажется, что это вообще самая моя любимая композиция группы, хотя соперников у ней, честно сказать, огромное количество даже тут, на этом альбоме – не по-шведски горячая Broadened Condition, убойный и лохматый краут-рок на Manna Jamma или мощнейший хит Slayride To Satori. Причем стилистически группа варьирует свою музыку очень широко, от ядерно-кислотного рока Shouts From Embassy до изящной, проволочной шкатулочки из классической музыки Pausus. Одним словом – первый блин – шедевром.
...
Алексей Петухов
О диске
Track listing:
1. Circus apparatha (6:02)
2. Pausus (0:18)
3. Vidgat läge (3:15)
4. Släde till satori (3:24 + 0:52)
5. Schekina (2:51)
6. Uvertyr till häst (2:00 + 0:49)
7. Flickan i skogen (2:20)
8. Manna jamma (5:53)
9. At-one-ment (4:20)
10. Skrik från Embassy-live (2:29)
11. Fittravisan (0:59)
12. E`pop tai (4:09)
Bonus tracks:
13. Cirkus Impala (3:40)
14. Lawrence in Sahara (2:02)
Total Time: 46:02
Line-up:
- Hasse Bruniusson / drums, vocals
- Lasse Hollmer / organ, piano, vocals
- Lasse Krantz / bass
- Bebben Öberg / congas, percussion
Ссылки
Жизнь и невообразимая судьба Ларса Хольмера в нескольких частях: