Весьма любопытная французская группа Potemkine сочетала в своем творчестве джаз-рок в лучших традициях кентерберийской сцены, zeuhl, камерный рок в духе Univers Zero и наследие академической музыки начала 20-го века. Группа записала три великолепных альбома в 70-х годах, второй из этих альбомов я сегодня предлагаю послушать.
Что пишут
Potemkine - это группа, умудрившая записать три совершенно разных альбома, каждый из который в той или иной степени безумно хорош, хотя бы потому, что каждый из этих альбомов нравится кому-то больше, чем остальные два (лично мне по вкусу больше второй). Как же умудрились музыканты записать практически выверенный и очень техничный кантерберрийский арт-рок на первой пластинке, экскурс в наследие мировой академической музыки начала века на второй и качественный и мощный фьюжн в духе Weather Report на третьей? Все, как всегда, очень просто - вкусы у них были такие, да и семейка видимо подобралась очень талантливая и разносторонняя. Да, еще одной отличительной особенностью группы является тот факт, что на заре становления ее в группе играли сразу 4 родных брата!
Правда, у самих истоков стояли двое из них - Шарль [ Charles Goubin] и Жиль Губэны [ Gilles Goubin]. Началось все в Тулузе, в 1971 году, когда они задумали, как и полагается, собрать рок-группу. Как и полагается, музыкальный репертуар был подобран соответствующим образом - песни групп Rolling Stones и Deep Purple. Впрочем, к 1973 году музыканты выросли до более интересной и серьезной музыки - из захватила страсть музыки Weather Report, Майлса Дэвиса, Mahavishnu Orchestra. Такая музыка подтолкнула их к написанию собственного материала. Ну, а появление собственного материала предопределило появление собственной группы с весьма странным названием Potemkine. Вряд ли оно так уж сильно уходит корнями в российскую историю, как того хочется многим российским рецензентам, имя это было выбрано потому, что музыканты очень сильно любили творчество группы Magma, буквально болели всем кобайским и имя Potemkine показалось им достаточно кобайским для того, чтобы взять его в качестве названия своей группы. Кроме того это имя казалось музыкантом вербализацией чего-то сильного, мощного и целеустремленного.
На следующий год музыканты выпустили даже сингл Mystere/Rictus. Сами написали, сами и записали, поэтому особой популярностью он не пользовался, но его вполне можно считать отправной точкой в истории творчества коллектива. К тому же во время записи этой парочки песен братьям Губэн помог их третий брат - Мишель Губен, а также Морис Батайе [ Maurice Bataille] и Савье Видаль [ Xavier Vidal]. Иными словами группа была укомплектована полностью.
Окончательно же коллектив доукоплектовался уже в 1975 году - в группу был принят четвертый (!!!) брат - Филипп Губэн, а также Доменик Дубьюссон. По крайней мере именно в этом составе в тот год был записан и выпущен собственными силами на лейбле Pole первый альбом Foetus.
Дебют группы просто ошеломляющим. Настолько технически безупречно исполнена работа, что некоторые аналогии с кантерберрийскими первоисточниками музыки могут звучать только как комплимент высочайшему умению французских музыкантов. А аналогии с музыкой National Health или Hatfield and the North есть без всякого сомнения - это проявляется как в размерной структуре практически каждой композиции, так и в мелодической основе всей пластинки и даже клавишные часто напоминают по звуку то Гоувена, то Стюарта. Да и женские вокализы ну никак не могут не напомнить о чудных голосах Northlettes! Добавьте сюда едкий и юркий дуэт гитары и скрипки, выпяченный на кобайский манер бас и очень запоминающиеся, но не заезженные мелодии.
В общем, все, что нужно для того, чтобы начать долгую и успешную жизнь, которая, как и полагается, продолжилась гастролями. За это стоит поблагодарить некоммерческую организацию Tartempion, которая занималась организацией выступлений подобных вот непопулярных французских групп. Творчески же музыканты росли над собой, да и к тому же бешеными темпами - среди музыкальных ориентиров появились такие айсберги, как Варез, Сати, ДеБюсси. Музыканты Potemkine просто заслушивались произведениями смелых композиторов начала века - Стравинским и Бартоком. И, как результат, к 1977 году смогли подготовить новую серьезную программу. Да, коллектив не стал продолжать разрабатывать джаз-роковые залежи, заготовленные на первом альбоме. Альбом назвали очень точно - Triton.
Тритон - жутко неблагозвучное созвучие, "легализованное" как раз в начале 20-го века. За использование его во времена Святой Инквизиции означало подвергнуть себя риску быть сожженным на костре. Конечно, в 70-х такой риск всячески отсутствовал, риск был в другом - неумелое использование диссонансов в неопытных руках могло полностью разрушить складывающуюся судьбу молодого коллектива. Впрочем, этого не произошло - альбом вышел просто шедевральным. Оказалось, что наследие Стравинского музыкантами было переработано настолько умело и тщательно, что альбом Triton можно смело назвать "золотым наследием" французского прогрессивного рока. Стилистически же он тяготел уже к RIO. То есть музыка на альбоме относительно (по крайней мере относительно остальных альбомов группы) сложная и замысловатая, в чем-то мрачная, в силу большого количества диссонирующих сочетаний нот, но это действительно шедевр. И хочется именно этот альбом выделить в творчестве коллектива. Впрочем, он сам, конечно же, выделяется, без посторонней помощи.
Благодаря новому материалу, у группы появились новые знакомства - на юге страны Potemkine гастролировали с Etron Fou Leloublan, на севере же их обычными попутчиками были Art Zoyd или Mosaik. Ну а несколько раз группе удалось выступить со своими кумирами - группой Magma. Скорее всего благодаря этому сотрудничеству и дружбе с лейблом Soleil Zeuhl где, кстати, и вышла пластинка Triton, группу Potemkine часто стараются положить на полочку Zeuhl, конечно же, как и полагается любой эклектичной и талантливой группе, Potemkine в этой полочке не уместились, впрочем, это не мешало давать им по сотне концертов в год. И в это же время, каким-то образом, музыканты успевают насочинять материала на новый альбом, который выходит уже в январе 1978 года там же, на Soleil Zeuhl, под еще более русским названием Nicolas II.
И вновь стилистический сдвиг - в этот раз музыканты на первый взгляд вернулись к джаз-року первого альбома. Но это только на первый взгляд. Ибо если вслушаться, то становится очевидно, что в новой музыке так много грува, что в пору говорить уже о каких-либо параллелях с Weather Report, столь подавляющим поток льется звук. Кто-то может что-то услышать и от группы Nucleus. Хотя, конечно, мостик к дебютному альбому перекидывают также характерные и можно сказать узнаваемые мелодические основы композиций. В целом же понятно, что музыка стала более приглаженная, что ли, и ближе к тому мейнстримовому варианту джаз-рока, который царил на тот момент в мире. Впрочем, все равно альбом смело можно считать удавшимся, интересным и достойным.
Казалось бы ничего не предвещало беды, группа вышла просто на пик славы, она очень высоко котировалась в среде фьюжн-групп Франции, да что там Франции, в августе 1978 года состоялся исторический совместный концерт с культовым проектом мира этнического фьюжна - Shakti под предводительством самого гуру Джона "Махавишну" МакЛафлина. Однако несчастье подкралось с неожиданной стороны - 11 июня 1979 года в автомобильной катастрофе погибает один из основателей группы, сердце и мотор коллектива - Шарль Губэн. Естественно, без него коллектив дальше существовать оказался не способен, да и не хотел, если честно - нужно учитывать, что в группе было много братьев Шарля, которые восприняли его смерть наиболее остро. Единственное, что смогли сделать оставшиеся музыканты - собраться в августе того же года в испанском городе Бильбао на концерт памяти погибшего брата. После концерта были слабые попытки удержать группу на плаву - Жиль и Мишель Губэн повернулись лицом к профессиональной музыке и при помощи Реми Заразина и Жана-Марка Белькади постарались создать что-то новое, но к 1982 году всяческие попытки были оставлены и группа окончательно развалилась не оставив за собой никаких записей.
Алексей Петухов
О диске
Track listing:
1. Asyle 7:25 (P. Goubin)
2. Crepuscula 4:57 (C. Goubin)
3. Loolit II 8:29 (Potemkine)
4. Liberserim urb et chant de viamor 3:59 (M. Goubin)
5. Eiram 13:34 (c. Goubin)
6. * Loolit 3:05 (Potemkine)
7. * Zed 5:14 (Potemkine)
8. ** Rictus 4:46 (C. Goubin)
9. ** Mystere 5:47 (C. Goubin)
* Bonus tracks from the album Foetus, recorded 1975, not played on Dreams Wide Awake
** Bonus tracks, recorded 1974, also not played
Total Time: 57:51
Musicians:
Charles Goubin - guitars, piano, vocals
Philippe Goubin - drums, percussions, piano (1-7)
Doudou Dubuisson - bass guitar (1-7)
Michel Goubin - piano, vocals (4,6-9)
Xavier Vidal - violon (6-9)
Gilles Goubin - bass guitar (8,9)
Maurice Bataille - drums (8,9)
Links in comments. Enjoy!
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
2 comments:
Potemkine - Triton (1977):
ifolder: part 1 part 2
Mirrors:
megaupload
filefactory
академической музыки начала века на второй и качественный и мощный фьюжн в духе Weather Report на третьей? Все, как всегда, очень просто - вкусы у них были такие, да и семейка видимоviagra onlineкогда они задумали, как и полагается, собрать рок-группу. Как и полагается, музыкальный репертуар
Post a Comment